Тибетская кухня: як момо
Тибетская кухня: ЯК МОМО рецепт приготовления |
Тибетская кухня: як момо
Тибетская кухня довольно проста и даже однообразна, но при этом очень сытная и вкусная. Тибетцы чаще всего едят злаковые (ячмень, рис, пшеницу), мясные (як, баранина, реже свинина и птица) и молочные (из коровьего и ячьего молока) блюда.
Самое традиционное блюдо, которое непременно стоит попробовать в Тибете, это як момо. Момо — это пельмени, которые готовятся на пару. Як момо — традиционные крупные пельмешки с начинкой из мяса яка. Мясо яка отличается от обычной говядины. Вы сразу обратите внимание на более яркий вкус, мясо необычайно сочное, цвет темный, иногда оно более твердое, чем привычная говядина.
Тибетские паровые пельмени момо умеет лепить любая хозяйка. Я попросила нашего гида и мою близкую подругу Цамцзюе показать, как это делается. Тесто замешивается на простой воде, кроме муки и соли Цамцзюе больше ничего не добавляет. Замесив тесто утром, мы оставили его до обеда. В обед Цамцзюе разволновалась: «Показательные момо, а я добавила так много воды, ай-яй-яй», — причитала она добавляя муки в тесто.
Начинку из мяса яка тоже приготовили еще утром, и дали постоять, чтобы мясо пропиталось лучком и имбирем. Приправили солью. Вот и все! Мелко нарубленное (не прокрученное на мясорубке, а именно рубленое) мясо яка с луком выглядит так аппетитно, что хочется его попробовать даже сырое.
Впервые в Тибете у меня была подобная история, когда за общим столом мне особенно пришелся по вкусу холодный томатный соус, я обильно накладывала его на рис, каким сочным и свежим он казался, пока я не разобралась, что ем сырое мясо яка с томатами. Это доволько распространенное, и даже дорогое блюдо в ресторанах. Хорошо, что все обошлось. Не смотря на то, что в Тибете из-за высокогорья продукты дольше сохраняют свою свежесть, второй раз сырое мясо пробовать не буду. Все же я не родилась в палатке кочевника, наверное, у них пищеварительная система привычна к подобным экпериментам…
Итак, мы были заняты лепкой момо…
«Тесто на момо должно быть потолще, так вкуснее!», — говорит Цамцзюе. Лепешки раскатываем без скалки. Не то, чтобы так нужно, просто забыли взять скалку. «Дома в деревне мы тоже так часто делаем, ничего страшного», — поясняет Цамцзюе.
Цамцзюе из большой семьи кочевников. Она младшая дочь из восьми детей. Родителей давно уже нет с нами, старшие братья и сестра оберегают ее как дочь. Наш Лама Тхомей, о котором я часто рассказываю, ее старший брат, — самый большой авторитет для девушки. Цамцзюе очень боится его огорчать, всегда беспрекословно слушается и помогает.
Цамцзюе около 27–28 лет, сколько точно она не знает. «В удостоверении личности написано, что мне 27», — смеется Цамцзюе. — «У родителей было много детей, у нас не принято запоминать дату рождения и праздновать ее.»
Цамцзюе пример простой тибетской девушки из обычной семьи кочевников. Но она очень отличается от многих тибеток. Никогда не торопилась замуж, напротив, даже медлит с этим. Она много учится, всему и очень усердно. Сначала, лет в 20, пошла в младшую школу, отучилась там несколько лет, подтянув основные знания, успешно сдала экзамены. Потом училась английскому языку в специальной школе в Лхасе. Затем окончила курсы гидов по Тибету. Теперь учится водить автомобиль! «Цамцзюе, ты хрупкая девушка, зачем тебе водительские права?» — «У меня нет постоянной работы, я хочу всему учиться, вдруг, когда-то пригодится», — отвечает она. — «Жалко, что я не учила русский язык, мне нравится общаться с русскими», — говорит Цамцзюе. — «А мне еще не поздно? Я могу выучить русский язык? Я очень хочу!» Ее неустанная тяга к знаниям меня восхищает. Мы постоянно обсуждаем какие-то темы, и Цамцзюе каждый раз подчеркивает: «У вас есть знания (образование), у меня нет, вы все понимаете, а я часто чего-то не понимаю, я хочу получать знания…»
За этой беседой мы лепили пельмешки. Пельмешки должны быть крупные, потому что их особенно вкусно кушать руками. Лепятся пельмени двух видов: как обычные вареники или круглые, как китайские булочки баоцзы. Як момо очень сытное блюдо. Мы лепили не очень крупные пельмешки, и то десяти штук нам двоим на один ужин хватит точно!
После того, как пельмени налеплены, осталось их приготовить на пару в течении 15 минут. Какой аромат идет от кипящей кастрюли с пельмешками! «Ва! Ца-ца-ца», — снова запричитала Цамцзюе, — «наверное большой огонь, пара пельмешек слегка зарумянилась, так не должно быть».-«Не переживай, Цамцзюе, такой аромат, наверняка вкусно!» — «Надя, этот румяный я переверну, подожди, не фотографируй», — смеется Цамцзюе.
Цамцзюе прекрасная хозяйка! Моя Тара, помощница, очень помогает, когда у нее есть свободное время. Готовит просто отменно! Любые блюда. Неудивительно, что не торопится замуж, такая добрая хозяйка должна хорошенько повыбирать. Тем более, что в Тибете старшие не торопят с браком. Самого младшего в семье всегда считают ребенком. Цамцзюе сейчас на распутьи, ей хочется найти свой Путь, решить чему учиться, какие знания искать, или пора создавать семью? «Нет, я еще не всему научилась!», — говорит она…
Момо получились то, что надо! Горячие, сочные, с острым соусом, очень вкусно. В этот вечер наш друг Игорь написал сообщение: «Скучаю по тибетским момо». «Цамцзюе, давай в июле, когда приедит наш друг, соберемся и налепим еще, мясных, овощных момо, ты не против?» — «Конечно нет! Давайте!»…
Посвящается моему другу дорогой Цамцзюе.
Цамцзюе-ла тукцзече! (Пер. «Спасибо, дорогая Цамцзюе!»)